Сроки упрощенного порядка получения гражданства России продлеваться не будут 05.06.2009 09:06 msk

pliginГосдума снова правит миграционное законодательство. На последнем пленарном заседании в мае депутаты приняли два закона, связанные с правовым положением иностранцев в России, в сегодняшней повестке — еще два документа. Всего же, по словам председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, сейчас в работе около десяти таких законопроектов.

«РГ»: Чего еще не хватает, каких правовых норм, чтобы мигранты могли жить и работать в нашей стране с пользой для себя, а главное — для России?

В.Плигин: В настоящее время миграционное законодательство находится в зоне особого внимания не только в Российской Федерации, но и практически во всех странах мира. Это связано с тем, что в условиях развивающихся кризисных явлений перед властью в любом государстве мира встает сложная проблема — защитить прежде всего своих граждан, создать для них некие приоритеты на рынках труда. Правда, у нас есть своя специфика — наши мигранты, это в основном люди, приехавшие из иностранных государств, входивших раньше в единую великую страну — Советский Союз. Огромное число иностранцев, прежде всего ближнего зарубежья, воспринимает Россию как первую родину. И это ощущение важно сохранить несмотря на кризис.

«РГ»: А нужно ли?

Плигин: К сожалению, подобные сомнения нередко звучат в речах политиков. Есть некоторое отторжение своих бывших соотечественников и на бытовом уровне. Природу его надо анализировать. Но я бы призвал политиков ни в коей мере ему не потворствовать.

«РГ»: Миграционные законы становятся более строгими по отношению к иностранцам?

Плигин: Такое впечатление, наверное, в некоторых случаях может возникнуть. Но я бы сказал, что законодательство благодаря такой точечной правке, сверенной с ситуацией, с практикой применения законов, приобретает не жесткий, а более стройный и более понятный характер. Мы ставим перед собой цель — максимально упростить административный режим для тех людей, которые добросовестно соблюдают правовой порядок в Российской Федерации. То есть таким образом выписать регламенты и режимы, чтобы они были понятны, прозрачны и точны. Усилия Федеральной миграционной службы, законодателей направлены именно на это. А еще на то, чтобы иностранные граждане, работающие в нашей стране и выполняющие все требования российских законов, были защищены от произвола. Поэтому исключительно важно предотвратить коррупцию в этой сфере. Кстати, два принятых в мае закона как раз на это направлены. Один запрещает аннулировать уже выданные иностранцам разрешения на временное проживание в том случае, если квоты на них исчерпаны или уменьшены. Второй позволяет должностным лицам Федеральной миграционной службы проводить расследование правонарушений в области миграционного законодательства.

«РГ»: Что еще готовят мигрантам российские законодатели?


Плигин: Например, предлагается, чтобы иностранцы приобретали патент на работу в частном секторе. Судя по статистике, до 40 процентов граждан иностранных государств работают в Российской Федерации именно у физических лиц — няни, садовники, помощники по хозяйству, водители и все прочее. Но этот вопрос законодательно не урегулирован. Очень большой по объему законопроект уточняет технические процедуры — порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина и другие вопросы. Мы пытаемся решить проблему, связанную с депортацией иностранных граждан. Вообще-то депортация осуществляется за счет депортируемого. Но нередко эти люди не обладают достаточными средствами. Кто в таких случаях должен оплачивать их дорогу домой?

«РГ»: Но есть еще один острый вопрос, касающийся тех, кого иностранцами уже не назовешь, но и гражданами России они официально не признаны. С 1 июля прекращает действовать упрощенный порядок получения гражданства Российской Федерации для жителей СНГ. Больше продлевать его не будете?

Плигин: Не будем. По инициативе Государственной Думы сроки отмены такого порядка отодвигались несколько раз. Но, наверное, пора уже и согласиться с контраргументами, которые довольно часто нам приводились, — все, кто хотел и мог воспользоваться этим правом на упрощенный порядок получения гражданства, имели для этого достаточно времени. Однако хочу уточнить, что упрощенный порядок приема в российское гражданство совсем не отменяется. Есть целый ряд категорий людей, которые могут на него претендовать. Прежде всего это участники программы добровольного переселения соотечественников. На упрощенный порядок получения гражданства вскоре могут рассчитывать и иностранцы, чьи дети, граждане России, в том числе и достигшие 18-летнего возраста, признаны недееспособными или ограниченно дееспособными. С таким предложением выступила Московская городская Дума.

Мы начали решать и другую острую проблему, касающуюся гражданства, — о паспортах 1992 года. Такие паспорта получили те, кто въехал на территорию Российской Федерации в 1992 году. Однако позже выяснилось, что при этом не были выполнены некоторые обязательные процедуры по внесению этих людей в определенные системы регистрации. Но люди-то ни в чем не виноваты. Они — а это около 36 тысяч человек — считали себя законными гражданами России. Но их по сути лишают гражданства, изымая паспорт. Сейчас Федеральная миграционная служба перестала это делать. А мы ищем законодательную форму, которая позволит урегулировать и такую проблему.

«Российская газета», №4926 (102), 05.06.2009 г.


© Мигрант.Фергана.Ру 2017